Чаглинская основная школа
Открытый урок русского языка
«Путешествие в галактику Имени
Существительного.»
Учитель Самойленко Наталья
Николаевна
Апрель 2017год
Дата
12.04.17г
Тема "Урок-путешествие
в галактику
имени существительного"
(4 класс)
Цели:
1. Совершенствовать умение
определять род существительных в начальной форме и в косвенных падежах;
2. Повторять виды
грамматического разбора;
3. Развивать речь учащихся,
обогащать их словарный запас;
4. Учить осознанно применять
полученные грамматические знания в процессе устной и письменной речи;
5.
Воспитывать
любовь к родному языку, аккуратность.
Ход урока
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Дорогие мои ребятишки,
Давайте возьмем в руки книжки,
Приглашаю я вас путешествовать –
Знанья свои совершенствовать.
С давних времен существует
Вселенная под названием Речь. В ней много галактик. Одна из них нам уже
знакома. Это галактика – «Имя существительное». По планетам этой галактики мы и
будем сегодня путешествовать.
Но перед путешествием мы
должны провести небольшую разминку. Она необходима для того, чтобы узнать,
готовы ли вы к трудностям, которые встретятся на пути.
I.
Разминка.
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем об имени
существительном:
1.
Что такое имя существительное?
2.
Что вы знаете о роде имен существительных?
3.
Как изменяются имена существительные?
а) по числам;
б) по падежам.
(ребята
дают полные ответы на вопросы)
Учитель: С первым заданием разминки вы справились. А вот
второе задание: отгадайте загадки. Если вы будете правильно называть отгадки,
то на доске одна из другой будут открываться буквы и мы узнаем, что же за слово
зашифровано на доске.
Через поля, через луга
Встала радуга - дуга.
(радуга)
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (арбуз)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Зимой и летом одним цветом. (ель)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
солнышко застлала. (туча)
Стоит на крыше всех труб выше.
(антенна)
Учитель: Первые буквы отгадок дали нам слово ракета.
Учитель: Значит, путешествовать
мы будем на ракете. Мы полетим в космос и откроем много новых замечательных планет.
Не будем терять время. Вы готовы? (Да!)
А девиз у вас какой? (Все, что надо, под рукой)
(Открывается рисунок большой
ракеты)
Давайте
с вами протестируем нашу ракету .( фонетический разбор)
(Звучит
музыка. Дети записывают: число, классная работа).
Далее
на магнитофоне звучит голос:
Космонавты! Полное внимание!
Мы приближаемся к планете загадок!
II.
Планета Загадок.
Учитель: Долгое время на этой планете в дружбе и согласии жили
гласные и согласные буквы. Но согласные буквы возомнили о себе, что они самые
главные и гласные буквы в словах не нужны. Гласные буквы обиделись и решили
навсегда покинуть эту планету. А пострадали от этого словарные слова, которые
здесь жили. Так и стоят они теперь одиноко на строчке и никто не может их
прочитать.
Это – слова-загадки.
Давайте поможем вернуть
гласные буквы. Пусть на планете воцарится дружба, мир и согласие.
(открываются
таблицы слов-загадок)
А теперь проверим, как мы
справились с этой задачей.
(дети
обмениваются тетрадями, в это время учитель переворачивает таблицы
слов-загадок):
столица |
|
Москва |
|
|
|
горизонт |
|
Родина |
|
|
|
шофёр |
|
восемь |
|
|
|
чёрный |
|
костёр |
|
|
|
берег |
|
|
(Дети
проверяют работы своих товарищей – взаимопроверка)
Учитель: Летим дальше!
(на
магнитофоне звучит голос:
Внимание! Внимание! Наша
ракета совершила посадку на планете потерявшихся слов.)
III.
Планета потерявшихся слов.
Учитель: Ребята, оказывается не только на Земле бывают
различные стихийные бедствия. На других планетах это тоже случается. Перед
нашим прибытием по планете промчался ураган. Его последствия таковы:
существительные каждого рода потеряли друг друга. А потоки воды смыли
безударные гласные в словах. Нам надо ликвидировать последствия этого урагана и
поработать в качестве спасателей. Готовы? (Да!)
Открывается
доска, на ней слова:
Сн…жинка, з…рно, л…сник, …кно,
гр…бок, т…шина, м…лыш, п…лянка, уд…вление, р…стение, зв…рёк, ос…нь.
(Ребята
делят страницу тетради на три части: женский род, мужской род, средний род,
распределяют слова в столбики, вставляя безударную гласную).
женский
род
снежинка
тишина
полянка
осень
мужской
род
лесник
грибок
малыш
зверек
средний
род
окно
зерно
удивление
молоко
Проверка:
ученики 1-го ряда объясняют цепочкой, какие слова записали в женский род и
какие безударные гласные вставили; 2-й ряд - какие слова записали в мужской род
и какие безударные гласные вставили; 3-й ряд - какие слова записали в средний
род и какие безударные гласные вставили.
Учитель: А теперь, ребята, давайте составим предложения
с любыми из данных слов. (несколько
учащихся отвечают с места, а затем каждый самостоятельно записывает в тетрадь
свое предложение).
В
это время звучит голос на магнитофоне:
Космонавты! Совершаем
вынужденную посадку на планете космических танцев!)
IV.
Планета космических танцев.
Учитель: Я вижу, вы устали, поэтому наша ракета вынуждена
остановиться на планете космических танцев: ведь эта планета как раз для
отдыха.
(вокруг
доски загораются разноцветные огоньки и звучит загадочная мелодия. Каждый
ученик показывает свой космический танец).
Голос
на магнитофоне:
Внимание! Сигнал SOS поступил
с планеты неграмотных человечков. Немедленно отправляемся туда!
V.
Планета Неграмотных человечков.
Учитель: На этой планете, ребята, живут неграмотные человечки.
Они плохо учились в школе, и вот что с ними стало: они не умеют грамотно
писать. Давайте поможем им и научим их грамотно писать.
На
доске запись:
На планете чудестные лиса и кросивые горы.. Ребята
биригут сваю плонету..
(Ребята
выходят к доске, стирают неправильно написанную букву и красным мелом пишут
верную букву, при этом объясняя и называя правило).
Затем
учитель закрывает запись на доске и дети записывают текст под диктовку.
Дополнительное
задание: подписать над словами части речи (цепочкой).
Учитель: Летим дальше!
Голос
на магнитофоне:
Командир корабля сообщает, что
ракета делает посадку на планете Сказок!)
VI.
Планета Сказок.
Учитель: Это удивительная планета. Все ее жители – герои
сказок и их любимое занятие – заниматься склонением имен существительных. Они и
для нас приготовили задание. Я буду называть словосочетания из известных
сказок, а вы с помощью космических приборов-веерков должны указать падеж
существительных:
подбежала
к
яблоньке
Д.п.
вытянули
репку
В.п.
напился
из копытца
Р.п.
махнула
хвостиком
Т.п.
живут
в
теремке
П.п.
Молодцы, ребята! Много планет
мы увидели, но самая лучшая, без сомнения, планета – это планета с простым, но
прекрасным названием – Земля. Любите и берегите ее.
(ребята
в тетрадях изменяют по падежам существительное Земля, выделяют окончания,
проверка цепочкой).
(Звучит
голос на магнитофоне):
Возвращаться нам пора,
По местам, мои друзья!
Из полета возвратились
Мы на Землю приземлились.
Учитель: Со всеми заданиями вы справились, все трудности
преодолели. Молодцы!
Давайте теперь подведем итог
нашего урока (оценочный лист)
В память об удивительном
путешествии каждому космонавту я вручаю диплом и медаль «За отвагу».
(на
магнитофоне звучат фанфары)
(диплом
красочно оформлен, медаль – шоколадки-медальки).
Учитель:
Вот пришел момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим вам:
Все
дети хором:
До свиданья!
До счастливых новых встреч!
Домашнее
задание: написать небольшое
сочинение, чтобы поделиться впечатлениями об этом необычном уроке.